В Воронеже на досрочный этап сдачи ЕГЭ заявились всего 65 человек

Праздник школьных эстафет по лыжным гонкам прошел в Нижнем Новгороде

В автошколах сократят количество часов по оказанию первой помощи

Министерство образования и науки РФ подготовило ведомственный приказ об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств различных категорий и подкатегорий. Полностью переписать 146-страничные «Примеры программ профессионального обучения водителей транспортных средств» в рекордно короткие сроки в конце прошлого года Минобрнауки было поручено после критических высказываний премьера Дмитрия Медведева о зашкаливающем количестве «проштампованных прав» автомобилистов. Также новые программы потребовались после внесения поправок в закон «О безопасности дорожного движения» (вступили в силу 5 ноября прошлого года).

- Необходимость изменений была очевидна, поскольку на российских дорогах сложилась критическая ситуация, - пояснила директор департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки Наталия Золотарева. - Ежегодно совершалось около 70 тыс. наездов, в результате которых гибло от 8,7 до 10 тыс. пешеходов. При этом в 86% случаев виновниками ДТП являлись именно водители. К тому же без утверждения новых программ работа автошкол была бы невозможной, поскольку они не смогли бы подготовить водителей транспортных средств новых категорий, например, скутеров.

Изменения коснутся многих аспектов преподавания в автошколах. В программах много внимания уделено вопросам психологии водителя, поэтому в теоретическом курсе появился новый предмет «Психофизиологические основы деятельности водителя». В процессе освоения этого предмета обучающиеся смогут освоить навыки саморегуляции и профилактики конфликтов.

В предмете «Основы управления транспортным средством» впервые будет предложено изучение принципов экологичного и экономичного управления транспортным средством, а также таких вопросов, как обеспечение безопасности наиболее уязвимых участников дорожного движения, детская пассажирская безопасность и так далее.

Отдельно стоит отметить, что часов по предмету «Первая помощь», согласно новым примерным программам подготовки водителей, станет на треть меньше. Теперь вместо 24 часов практики и теории будет всего лишь 16.

- Это объясняется тем, что с 2012 года приказом Минздравсоцразвития утвержден перечень состояний, при которых оказывается первая помощь. Что особенно важно - четко структурирован перечень мероприятий по оказанию первой помощи, - сообщила директор департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава Татьяна Семенова. - Это позволило, в том числе за счет рекомендованных к обучению новых образовательных симуляционных технологий с использованием фантомов и муляжей, предусмотреть повышение эффективности освоения навыков и знаний по оказанию первой помощи при сокращении общего отведенного времени на этот блок в образовательной программе.

В большинстве европейских стран на изучение первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях отводится 8-16 часов (например, в Германии 8 часов).

- Вождение разделено: для тех, кто будет обучаться на транспортных средствах с автоматической трансмиссией предусмотрен свой учебный план, а для обучающихся на механике - свой. Еще одна отличительная черта новых программ - это значительное количество часов на практические занятия, - отметил старший государственный инспектор ГУОБДД МВД России Александр Лыткин.

Всего составлено 16 программ профессиональной подготовки водителей, 10 программ переподготовки и две программы повышения квалификации. Последний вид обучения будет очень коротким и не потребует повторного сдачи экзаменов. Программы повышения квалификации станут включать только вождение транспортного средства.

Также, согласно новым правилам, будущим водителям придется пройти три учебных цикла: базовый, специальный и профессиональный (при необходимости выполнения грузовых и транспортных перевозок). В целом приказ устанавливает примерные программы профессионального обучения водителей транспортных средств по 10 категориям и шести подкатегориям. Впервые вводятся отдельные нормы обучения для категории М - мопед или скутер, права на которые можно будет получать уже с 16 лет. Для этого школьникам придется провести 100 часов теоретических занятий и наездить 16-18 часов практики. Также были введены специальные подкатегории для несовершеннолетних в категориях В (легковые автомобили) и С (грузовые машины и автобусы), в которых постигать основы вождения разрешено по достижении 16 лет.

В рамках нормативов для категорий A, B, C, D, BE, CE, DE сформулированы требования к новым подкатегориям - A1 (мотоциклы малой мощности), B1 (трициклы и квадроциклы), C1 (автомобили массой больше 3,5 т), D1 (пассажирские перевозки) и C1E, D1E. Подкатегории С1Е и D1Е предоставляют возможность управлять транспортными средствами категорий С1 и D1 с прицепами, масса которых превышает 750 кг.

- Для желающих появится возможность обучения и получения водительского удостоверения на право управления транспортными средствами с автоматической трансмиссией, - рассказала президент Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева.

Эксперт также отмечает, что большим преимуществом для автошкол является то, что базовый цикл одинаков во всех программах подготовки на любые категории и подкатегории.

- Это даст возможность одновременно проводить занятия с учащимися независимо от того, на какую категорию или подкатегорию они пришли обучаться. Не секрет, что набрать полную группу на категории А,С,D не всегда представляется возможным, - добавила она.

Впервые также были предложены формулы для определения пропускной способности учебных кабинетов и необходимого количества транспортных средств.